пятница, 3 января 2020 г.

ПОЧЕМУ МЫ ПОСТОЯННО «ВЫБИРАЕМ» КУКОЛ?

Мы – люди, обреченные «выбирать» кукольный парламент. Парламент, который хранит гробовое молчание, когда власти незаконно, без нашего согласия, уплаты нам компенсаций, решений суда, только по устному поручению местных хокимов сносят наши дома. Это похоже на некую карму, когда ты поневоле поднимаешь на голову своих же врагов.


В декабре прошлого года в Узбекистане состоялись очередные парламентские выборы. Не буду останавливаться на многочисленных нарушениях, зафиксированных не только простыми узбекистанцами, но и миссией наблюдателей ОБСЕ. Я хотел бы остановиться на законодательных основах этого беспредела, а именно на Избирательном Кодексе Республики Узбекистан.

Представители правительства любят называть этот Кодекс плодом реформ, нечто более совершенным, чем прежние пару законов о выборах. На самом деле этот Кодекс по своей сути ничто иное, как простой результат объединения нескольких законов в один единый Кодекс.

Избирательный Кодекс Республики Узбекистан, принятый законодательной палатой 18 февраля и одобренный Сенатом 28 февраля 2019 года, вступил в силу с 26 июня прошлого года.

Этот Кодекс противоречит принципам равноправия и соблюдения политических прав граждан. В частности, он противоречит Всеобщей декларации прав человека. В Избирательном Кодексе Узбекистана предприняты все усилия по недопущению в парламент независимых кандидатов и представителей узбекской оппозиции.

Привожу примеры из этого Кодекса. Хотя в Статье 3 Кодекса написано, что выборы в Республике Узбекистан проводятся на основе равного избирательного права, последующие статьи противоречат Статье 3.

Так, статья 71 Избирательного Кодекса гласит, что «Не подлежат регистрации кандидатами в депутаты Законодательной палаты граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления».

Человек полностью исполнил вынесенное судом наказание, но он не имеет права регистрироваться кандидатом в депутаты. Известно, что в странах с недемократическими методами правления власти отправляют за решетку, в основном, своих оппонентов и часто осуждают по сфабрикованным обвинениям. Так, как быть в такой ситуации людям, отбывшим наказание, но которые хотят баллотироваться в депутаты парламента? Такие люди вынуждены отбывать исполненное наказание и лишаться права быть избранными в парламент.

Такие политические заключенные, как Мухаммад Бекжан, Агзам Тургунов, Самандар Куканов и другие, даже сейчас могли бы избираться в парламент и вносить свои предложения по совершенствованию наших законов. Но для этого они должны быть реабилитированы. А подручные властям суды не особо стараются реабилитировать граждан, осужденных по политическим статьям.

Фактически, это требование Избирательного кодекса является легальной базой для недопущения оппонентов режима к участию в политической жизни страны. Этот запрет не только продолжает, но и совершенствует каримовскую практику изоляции оппонентов от легального участия в представительных органах власти.  

Статья 71 Избирательного Кодекса также гласит, что «Не подлежат регистрации кандидатами в депутаты Законодательной палаты профессиональные служители религиозных организаций и объединений».

Правящая коммунистическая партия бывшего СССР была известна своей борьбой против религий.  Извините, но даже эта атеистическая партия допускала к парламентским выборам представителей религиозных организаций и объединений. Мы помним, как в конце 80-х годов прошлого столетия глава Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф избирался народным депутатом парламента СССР. Мы помним, как в начале 90-х годов этот богослов избирался депутатом первого парламента независимого Узбекистана.

Даже в Кнесетте, парламенте Израиля, есть депутаты из числа религиозных мусульман и христиан. Однако сейчас, в 21 веке, в Узбекистане это не допускается на законодательном уровне. Теперь возникает вопрос: «А кто в парламенте будет отстаивать интересы религиозных организаций и объединений?». Очевидно, судьбу религиозных организаций и людей и впредь будут решать нерелигиозные люди из нерелигиозных организаций.

Покойный Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, убитые Абдували кори Мирзаев и Абдулла Утаев, а также проживающий в Швеции Обид кори Назаров и другие богословы могли бы баллотироваться в депутаты, избираться и отстаивать религиозные права граждан в парламенте. Но буква закона не позволяла и не позволяет им делать это.  

Избирательный Кодекс Узбекистана лишает возможности выдвигать в парламент независимых кандидатов, которые не имеют отношения к официальным, т.е. карманным четырем партиям Узбекистана. Кодекс не дает такой возможности и представителям узбекской оппозиции.

Так, статья 37, называемая «Право на выдвижение кандидатов», пахнет сталинским 37 годом прошлого столетия.  Она гласит, что «Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан, кандидата в депутаты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей имеют политические партии». Иначе говоря, узбекский народ лишен выдвигать в кандидаты людей, не состоящих в членстве в существующих марионеточных партиях Узбекистана.

Несмотря на свою пафосную оболочку, новый избирательный Кодекс сохранил принципы зависимости избирательного процесса от исполнительной власти, которые были закреплены в прежнем избирательном законодательстве. 

Так, согласно статье 12 Избирательного Кодекса Республики Узбекистан, «Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии». Это означает, что главой всего избирательного процесса в Узбекистане обязательно будет представитель не только исполнительной власти, но и человек действующего главы государства.

Я уверен, что если не внести соответствующие поправки в этот Кодекс, то и к дальнейшим выборам не будут допущены независимые кандидаты, не являющиеся членами пяти партий Узбекистана, а также представители узбекской оппозиции. В результате выборов, проведенных на основе этого Кодекса, мы получили очередной кукольный парламент, манипулируемый исполнительной властью.

Я не сомневаюсь, что и новый парламент будет молча наблюдать за беззаконием исполнительной власти. Он тоже будет ждать команды из аппарата президента или Службы государственной безопасности, чтобы пикнуть что-либо против произвола исполнительной власти.

Поэтому считаю, что мы должны добиваться реальной либерализации этого Кодекса, внесения таких поправок в этот Кодекс, которые дали бы возможность нашему народу выбирать своих друзей, а не врагов.

Во-первых, необходимо снять запрет на выдвижение в кандидаты представителей религиозных организаций (общин) и ранее осужденных лиц. Потому что первая категория граждан являются представителями не государственных, а общественных организаций. А вторая категория граждан – это люди, уже отбывшие свое наказание, и незачем продолжать наказывать уже наказанных лиц.

Во-вторых, нужно разрешить выдвижение независимых кандидатов. Потому что граждане не обязаны придерживаться политических позиций и программ только пяти официальных партий. И не нужно лишать граждан права выдвигаться в кандидаты только из-за того, что они не примкнули к той или иной партии.

В-третьих, следует покончить с практикой избрания председателя Центризбиркома по представлению президента страны. Думаю, что нужно полностью запретить любое участие исполнительной власти в формировании Центральной избирательной комиссии.

В-четвертых, в Избирательном Кодексе нужно чёрным по белому написать и запретить:
- передвигать урны из зала голосования в другие комнаты, здания или места;
- подсчитывание голосов в других комнатах, зданиях и местах, кроме зала голосования;
- составление протоколов подсчета голосов в других комнатах, зданиях и местах, кроме зала голосования;
- составление и подписание протоколов подсчета голосов без участия представителей или доверенных лиц каждого из кандидатов, а также без участия представителей средств массовой информации и гражданского общества.

В-пятых, для обеспечения прозрачности процесса подсчета голосов нужно обязать окружные и участковые избирательные комиссии сразу после подписания выдавать представителям (или доверенным лицам) кандидатов, а также представителям средств массовой информации и гражданского общества ксерокопии протоколов подсчета голосов, подписанных представителями (или доверенными лицами) кандидатов.

В-шестых, для предотвращения попыток искусственно повлиять на результаты выборов необходимо ввести уголовное наказание за вбрасывание лишних избирательных бюллетеней, а также за допущение такого вбрасывания членами окружных и участковых избирательных комиссий.

Думаю, что пока достаточно внести эти шесть пунктов изменений, чтобы мы перестали избирать людей, чуждых от наших чаяний. Поря менять законы, которые заставляют нас против нашей воли делегировать во власть не наших представителей, а не представителей узкого круга чиновников или олигархов.

Бобомурод АБДУЛЛАЕВ,
независимый журналист

3 января 2020 года, Берлин

Комментариев нет:

Отправить комментарий