Во времена правления Ислама Каримова на официальных
мероприятиях по правам человека чиновники имели привычку так опровергать
критиков режима. Они начинали говорить, что в Узбекистане прекрасные
Конституция и законы, отвечающие Всеобщей декларации прав человека и
международным нормам. Защитники режима цитировали статьи и пункты из
законодательства. Ярким примером этого могут послужить выступления директора Национального
центра по правам человека Акмаля Саидова в Комитете ООН по правам человека и на
саммитах ОБСЕ.
Я не думаю, что с приходом к власти Шавката Мирзиёва узбекские
чиновники перестали применять этот приём. Ведь, с приходом нового президента не
пришли новые кадры. Подавляющей частью правительственного портфеля до сих пор
управляют чиновники времен первого президента. Например, тот же Акмаль Саидов был
и остаётся главным адвокатом властей на международных форумах по правам
человека.
Узбекские законы действительно провозглашают права и
свободы граждан, политических и общественных групп. Однако при тщательном –
юридическом и текстологическом – анализе этих законов, можно увидеть, как под
либеральные фразы спрятаны нелиберальные кандалы.
Во-первых, законодательные наручники на права и свободы граждан надеваются
путем внесения одной статьи или нескольких статей, исключающих все либеральное
содержание того или иного закона. Назовем их статьями-лазейками. Обычно такие
статьи заканчиваются фразами «... за исключением случаев, предусмотренных
законодательными и иными актами», «… если иное не предусмотрено законодательством»
и т.п.
Возьмем, например, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации».
Статья 3 этого закона («Гарантия доступа к информации»)
пафосно провозглашает, что «Каждому гражданину гарантируется право доступа к
информации. Государство защищает права каждого на поиск, получение, исследование,
передачу и распространение информации».
Однако статья
6, называющаяся «Формы запроса и
сроки рассмотрения», фактически даёт право государственным учреждениям не предоставлять
информацию гражданам. Пятый пункт этой статьи гласит: «Ответ на запрос должен
быть дан в возможно короткий срок, но не позднее пятнадцати дней с даты
получения запроса, если иное не
установлено законодательством».
Следует обратить внимание на завершающую фразу – «… если иное не установлено законом».
Именно она сводит на нет все либеральное содержание этого закона и создает
правовое поле для чиновников, не желающих предоставлять доступ к информации.
Чиновник, вооружившийся этой фразой, может спокойно
отказаться предоставлять информацию и сослаться на любой подзаконный акт (правительственное
решение или внутриведомственную инструкцию), позволяющий бесконечно долго откладывать
предоставление информации.
Во-вторых, законодательные кандалы закрепляются (маскируются) даже
одним или двумя словами. Назовем их словами-масками. Например, в статье
9 («Информация, не подлежащая
предоставлению») того же закона «О
гарантиях и свободе доступа к информации» есть такие слова-маски. Эта
статья гласит, что «Государственные органы, органы самоуправления граждан,
общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и должностные
лица не могут предоставлять информацию, содержащую государственную или иную охраняемую законом тайну».
Чиновник может свободно интерпретировать слова «иная охраняемая законом тайна» и
подразумевать под ними любую информацию, которую запрещается оглашать согласно какой-нибудь
малюсенькой внутриведомственной инструкции. Чиновники в недемократических
странах не сомневаются в том, что подзаконный акт (внутриведомственная
инструкция) тоже является законом. Хотя законом является только Закон, принятый
парламентом страны, а не инструкция, принятая в подвале какого-то министерства
или государственного агентства.
Или же рассмотрим статью
9 («Отказ в регистрации политической
партии») Закона Республики
Узбекистан «О политических партиях». Эта статья гласит: «Не подлежит
регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы
деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону
и другим актам законодательства либо
ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с
аналогичным названием».
Иначе говоря, слова «другим актам законодательства» дают шансы министерству юстиции
отказать в регистрации политической партии, сославшись даже, например, на несоответствие
размера шрифта Устава политической партии размеру шрифта, установленному директивой
минюста.
А восхваляемый узбекскими чиновниками Закон «О политических партиях» ставит
невыполнимые условия перед обычными инициаторами создания партий. Для
выполнения основных условий этого закона нужно иметь большие финансовые и административные
ресурсы. Фактически эти условия может
выполнить действующая власть, а не инициативные группы простых граждан.
Например,
статья 6 («Создание политической партии») гласит: «Для создания
политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей
граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях),
включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в
партию».
В Узбекистане (население составляет 33 миллиона человек), чтобы создать
политическую партию, нужно собрать двадцать тысяч подписей в не менее восьми
территориальных субъектах республики. Это посильно только действующей власти,
имеющей огромные финансовые и административные ресурсы.
Для сравнения можно привести аналогичное законодательство той же России (население
составляет почти 147 миллионов человек), к которой стремится нынешнее правительство
Узбекистана и старается брать с него пример во всех сферах. Федеральным законом
России «О политических партиях» (пункт 2 статьи 3) для государственной
регистрации политической партии нужно иметь не менее 500 членов партии. Всего
500 подписей.
Недавно президент Узбекистана заявил, что оппозиция должна формироваться
внутри страны. Думаю, что сейчас в оппозиции к этой власти состоит подавляющее
большинство населения из-за высокого уровня инфляции, незаконных сносов жилья,
незаконных арестов активистов гражданского общества, несоответствия слов и дел
правительства и т.д. Только этому большинству трудно выполнить невыполнимые
требования закона «О политических партиях» и зарегистрировать свою политическую
партию.
В сложившейся ситуации необходимо, в первую очередь, либерализовать и
усовершенствовать этот закон, значительно снизить требования к регистрации
политических партий. Узбекскому обществу нужно также добиваться устранения
статей-лазеек и слов-масок, которые прячут в «либеральных» законах
нелиберальные цепи. Ведь, законы становятся справедливыми только тогда, когда
общество оказывает должное давление на правительство.
Бобомурод
АБДУЛЛАЕВ,
независимый журналист
4 января 2020 года, Берлин
Комментариев нет:
Отправить комментарий